Сайт воспитателя

Свиридоновой

Натальи Васильевны

Краткая презентация программы по дополнительному образованию для детей 5 – 7 лет. Кружок «Юные финансисты»

 

 

Цель программы помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

 Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

  По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.

 Если у ребенка не сформировать первичное  правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком?

Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:

-   занятия-соревнования,

-   занятия-путешествия,

-   занятия-экскурсии,

-   занятия-викторины и т. д.

Занятия по данной программе включают:

Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

Подготовка и проведение  экскурсий (виртуальных) в магазины и банки.

Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк»,

«Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

Решение арифметических задач, кроссвордов.

На каждом занятии решаются не только познавательные, но и воспитательно-образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Использование на занятии художественного слова (стихи, потешки),  музыки, просмотров презентаций и документальных фильмов и мультфильмов, игровых методов, позволяет достичь успехов в формировании у детей познавательных навыков и умений.

 

Ожидаемый результат

 

         Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель:  воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

 

В результате освоения программы дети:

-адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия соответствии с используемой Программой);

-знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

-знают            несколько    современных    профессий,    содержание    их    деятельности   

(например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

-знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

-адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или      чужую оплошность;

-любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

-бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

-следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут      хозяйство и т. д.);

-замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

-объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

-проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

-переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

-сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

        Режим занятий на 2021– 2023 учебный год

 

Программа «Финансовая грамотность», образовательная область «Познавательное

развитие» реализуется в старших и подготовительных группах через совместную со взрослыми деятельность.

Проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, в старшей и подготовительной к школе группе.

Время проведения согласно сетке занятий во II половине дня.

Объем программы в старшей группе: 1 раз в неделю по 25 минут, 36 занятий в год.

Объем программы в подготовительной группе:  1 раз в неделю по 30 мин, 36 занятий в год.

Количество детей 12 человек.

Перечень базовых финансово-экономических понятий

 

 

Понятие

Описание

 

5-6 лет

 

 

1

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

 

 

2

Деньги, монета, купюра, доход,               заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Виды денег (бумажные и металлические).

 

 

3

Личный               бюджет,

карманные            деньги,

семейный            бюджет, домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

 

 

4

Сбережения,                             копилка, кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

 

 

5

Покупка, цена, продажа, обмен,                 расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена покупка»

 

 

6

Долг, должник, займ

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это

получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

 

6-7 лет

 

 

1

План, экономия

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

 

 

2

Потребность,                             капризы, желание, возможность

Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

 

 

3

Торговые    предприятия: магазины,                        киоски,

ларьки, базары, рынки, ярмарки

Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

 

 

4

Подарок, реклама

Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.

 

 

5

Богатство,         бедность, жадность, щедрость

Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

 

Работа с родителями

Мероприятие

Сроки реализации

1

Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье»  Анкета для родителей.

сентябрь

2

Консультации и рекомендации для родителей.

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

октябрь

3

Рекомендации для родителей

«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»

ноябрь

4

Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».

декабрь

5

Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности».

январь

6

Консультация « Правила карманных денег»

февраль

7

Посещение открытого мероприятия

март

8

Буклет «Советы финансового воспитания»

апрель

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»