Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.
Если у ребенка не сформировать первичное правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком?
Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:
- занятия-соревнования,
- занятия-путешествия,
- занятия-экскурсии,
- занятия-викторины и т. д.
Занятия по данной программе включают:
Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
Подготовка и проведение экскурсий (виртуальных) в магазины и банки.
Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк»,
«Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
Решение арифметических задач, кроссвордов.
На каждом занятии решаются не только познавательные, но и воспитательно-образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Использование на занятии художественного слова (стихи, потешки), музыки, просмотров презентаций и документальных фильмов и мультфильмов, игровых методов, позволяет достичь успехов в формировании у детей познавательных навыков и умений.
Ожидаемый результат
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель: воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
В результате освоения программы дети:
-адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
-знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
-знают несколько современных профессий, содержание их деятельности
(например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
-знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
-адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
-любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
-бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
-следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
-с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
-замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
-объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
-проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
-переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
-сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
-с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Режим занятий на 2021– 2023 учебный год
Программа «Финансовая грамотность», образовательная область «Познавательное
развитие» реализуется в старших и подготовительных группах через совместную со взрослыми деятельность.
Проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, в старшей и подготовительной к школе группе.
Время проведения согласно сетке занятий во II половине дня.
Объем программы в старшей группе: 1 раз в неделю по 25 минут, 36 занятий в год.
Объем программы в подготовительной группе: 1 раз в неделю по 30 мин, 36 занятий в год.
Количество детей 12 человек.
Перечень базовых финансово-экономических понятий
№ |
Понятие |
Описание |
|
5-6 лет |
|
1 |
Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга |
Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. |
|
2 |
Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата |
Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).
Виды денег (бумажные и металлические). |
|
3 |
Личный бюджет,
карманные деньги,
семейный бюджет, домашнее хозяйство |
Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. |
|
4 |
Сбережения, копилка, кошелек |
Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. |
|
5 |
Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево |
Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена – покупка» |
|
6 |
Долг, должник, займ |
Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это
получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. |
|
6-7 лет |
|
1 |
План, экономия |
Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. |
|
2 |
Потребность, капризы, желание, возможность |
Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. |
|
3 |
Торговые предприятия: магазины, киоски,
ларьки, базары, рынки, ярмарки |
Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги. |
|
4 |
Подарок, реклама |
Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него. |
|
5 |
Богатство, бедность, жадность, щедрость |
Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. |
Работа с родителями
№ |
Мероприятие |
Сроки реализации |
1 |
Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье» Анкета для родителей. |
сентябрь |
2 |
Консультации и рекомендации для родителей.
«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» |
октябрь |
3 |
Рекомендации для родителей
«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы» |
ноябрь |
4 |
Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников». |
декабрь |
5 |
Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности». |
январь |
6 |
Консультация « Правила карманных денег» |
февраль |
7 |
Посещение открытого мероприятия |
март |
8 |
Буклет «Советы финансового воспитания» |
апрель |